Женщина в интернете:
саморазвитие, самопознание, самореализация.

Как воспитать в ребёнке личность

15 Августа 2013
, автор: Tamara

Наверное, каждый из родителей мечтает, чтобы его ребенок вырос неповторимой и достойной личностью. В словосочетании «стал личностью «– как раз и кроется главная ошибка. Он от рождения уже личность! Конечно, личность в большом смысле свободного определения в жизни.

Характерные возрастные особенности ребенка таковы, что, когда он делает первые шаги, то пример взрослых, его окружающих, является важным примером для подражания. Это самый простой и ненавязчивый способ передать что-либо полезное из собственного жизненного опыта. Но беда в том, что по нашим понятиям личностью ему еще только предстоит стать, и сроки эти в каждой семье свои. Нередко приходится слышать: «Ну что он понимает в свои три года». Поверьте, все понимает и именно сейчас он формируется как личность.

В связи с этим, все самое важное родители чаще всего откладывают на потом, на тот момент, когда у ребенка уже сформированы свои собственные представления о мире и людях. И это вторая серьезная ошибка. Это мы, взрослые, делим жизнь на «ненастоящую» — детскую, «несерьезную» — юношескую и «настоящую и серьезную» — взрослую.

Для ребенка каждый день его жизни настоящий и очень серьезный. День за днем у него складывается свое мнение о происходящем. И если родители не участвовали в формировании этого мнения, то это третья опасная ошибка, и в конечном итоге ребенок может превратиться в совершенно чужого им человека.

Как правило, этот период приходится на подростковый возраст – самый сложный в плане ранимости. И тогда взрослые срочно принимаются за воспитание, и это четвертая по счету ошибка, совершив которую, можно окончательно испортить отношения с ребенком.

Чтобы оценить самостоятельность и личностное самовыражение вашего ребенка, попробуйте разобраться в настоящем положении дел. Ответьте для себя на следующие вопросы:

Если вы о чем-то просите ребенка или даете ему задание, начинает ли он выполнять его сразу, не дожидаясь подробных инструкций?

Помогая маме или папе, ребенок всегда делает это под вашим непосредственным руководством?

Вашему ребенку трудно найти занятие самому, он не умеет играть самостоятельно, предпочитает «висеть» на взрослых или смотреть на телевизор?

Вы считаете, что ваше чадо должно продолжить дело, пойти по вашим стопам?

Вы считаете не нужным давать ребенку возможность самому попробовать решить сложную (для него самого) ситуацию и стремиться максимально оградить его от возможных трудностей?

Вы лучше знаете, как поступать вашему ребенку в той или иной ситуации, с кем общаться, где учиться и т.д.?

Вы боитесь доверить ребенку выполнение какого-либо ответственного дела?

Если ваш ребенок оказался один в незнакомой ситуации, будет ли он испытывать волнение, страх?

Вы уверены, что сможете удержать вашего ребенка от тех ошибок, которые сами совершали в молодости?

Если на большинство вопросов вы ответили «да», то у вас есть серьезный повод насторожиться и подумать о том, чтoбы пересмотреть свои принципы воспитания. Иначе это может привести к тому, что, глядя на своего ребенка, когда ему будет уже 30 лет, вы будете удивляться его несамостоятельности и нерешительности.

Работа над ошибками

Как же воспитать личность, способную принимать самостоятeльные решения, и нести ответственнoсть за свои поступки, и как оградить ребенка от неудач, использовать свой жизненный опыт ему во благо? Ответ один – все дoлжно быть в довольно разумных пределах.

Полная свобода, конечно, способствует развитию самостоятельности, но если нет должного опыта и контроля, ребенок может попасть в неприятности. Однако в результате излишней опеки ребенок может вырасти инфантильным, избалованным и несамостоятельным.

Именно излишняя родительская опека сыграла свою роль в формировании личности тех, кто сохраняет свои детские черты и в 20, и в 30 лет, и далее. В таких случаях родители планируют за ребенка всю его жизнь и ему не надо «напрягаться», ведь всё уже решено: в какой кружок он будет ходить, какой язык изучать, куда поступит после школы, на ком жениться и т.д.

Другими словами, происходит некое «программирование», и любое отступление от этой программы будет восприниматься как катастрофа. Это происходит потому, что родители лишили ребенка права выбора. «Если ты не пойдешь в 10 класс, тебе никогда не получить высшее образование. Вот, посмотри на меня, в свое время не пошла учиться, так и осталась без высшего образования. Сейчас не пойдешь – потом поздно будет».

После такого ежедневного внушения у подростка вряд ли возникнут мысли по поводу получения образования, и вряд ли он сочтет обязательным учиться в 10 классе на радость маме. Что же делать? Как использовать свой опыт во благо ребенка?

Прежде всего, обсуждайте то, что волнует ребенка, его проблемы, даже если вам это кажется полной ерундой. Если ребенок вам сказал об этом, значит ему это важно. В случае пренебрежения к его проблемам, он может пойти их обсуждать с другими. Можно слышать от многих родителей подростков: «Он ничего мне не рассказывает, я ничего не знаю о его жизни».

А вспомните, когда в 5 лет он хотел поделиться с вами чем-то сокровенным, что вы ему говорили, может быть: «Отстань, я занята, спроси у бабушки» или что-нибудь в этом роде? Можно дать следующие советы родителям, как вырастить из ребенка самостоятельную личность:

Серьёзно относитесь к вопросам ребёнка. Не говорите ребенку: «Не задавай глупых вопросов», «Что за ерунду ты несешь?» и т.п. Если он спрашивает – для него это важно.

Вспомните, какие у вас были переживания, какие вопросы вы задавали в его возрасте.

Самое лучшее — постараться честно отвечать на животрепещущие вопросы вашего ребёнка. Если в данный момент вы не готовы ответить на какой-то вопрос, предложите поговорить об этом вечером или в другой день, но обязательно вернитесь к этому вопросу.

Предоставляйте ребенку жизненное пространство. У него должны быть вещи, которые должны принадлежать только ему. И он сам должен решать, где их хранить.

Найдите время посмотреть на те достижения, которыми гордится ребёнок.

У ребёнка во время работы беспорядок? Ничего страшного. Но по окончании безоговорочно потребуйте навести порядок!

Дайте ребёнку понять, что любим он, независимо от его достижений.

Хвалите за их выполнение, интересуйтесь, как он их делал.

Пусть ребёнок принимает решения на основании своих собственных планов.

Не стоит указывать ему на недостатки, сравнивая с другими более способными детьми.

Непременно нужно брать ребёнка в различные поездки, обсуждайте увиденное, делитесь впечатлениями.

Научите ребёнка общаться со своими сверстниками. Не запрещайте общаться с теми, кто вам не очень нравится. Вместе с ребенком поговорите об этих друзьях, объясните, почему они вам совсем не нравятся. Может быть, узнав о них больше, вы измените к ним отношение?

Не сравнивайте ребёнка со своим уровнем, это ему обидно, ведь он ещё маленький.

Если ребёнок любит фантазировать, не смейтесь. а помогайте ему, сочиняйте сказки, выдумывайте сказочных персонажей. Давайте возможность рассказывать эти сказки и истории другим членам семьи.

Приучать читать обычные книги очень полезно. Компьютер и телевизор, конечно, не заменит «живую» книгу.

Очень важно, чтобы он научился думать и действовать самостоятельно.

Не экономьте на нужных для игр и занятий вещах, но и покупать все, по первому требованию, тоже не стоит. Ходите вместе в книжный магазин, выбирайте вместе интересные книги и игры.

С вниманием относитесь к его потребностям.

Включайте ребенка в совместное обсуждение общих семейных дел, при принятии решений, его мнение учитывайте тоже.

Не дразните ребенка за ошибки.

Учите его общаться со взрослыми любого возраста.

TEXT.RU - 100.00%

Похожие статьи:

оцените статью

НЕ нравитсяНравится!!! (+2 оценок, 2 проголосовало)
Loading ... Loading ...

Понравилась статья!? Хотите получать новые прямо в свой почтовый ящик ? Подпишитесь сейчас !

Поделитесь с друзьями

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *