Женщина в интернете:
саморазвитие, самопознание, самореализация.

Не надо сравнивать ребёнка!

12 Июня 2013
, автор: Tamara

Как бабушку, меня очень волнуют вопросы воспитания внуков. И хотя, я стараюсь влезать в воспитательные процессы минимально, оставляя приоритет за мамами, некоторые вопросы меня очень волнуют. И вчера был повод обсудить так  называемую «социализацию» ребёнка. По мотивам этого обсуждения написалась статья.

Сейчас очень много психологической информации доступно родителям. Тема психологии очень популярна, детская – тем более. И психологи присутствуют в детских учреждениях, во внешкольных организациях, в творческих и развивающих центрах. То есть, родители легко могут обратиться с интересующим их вопросом к специалисту. Но, нужно очень осторожно относиться к том, что говорят о вашем ребёнке. Внимательная и адекватная мама понимает своё дитя не хуже, чем кто-либо.

Иногда, оценку ребёнку выставляют без запроса родителей. Мама пришла за ребёнком, а ей выдали результаты «обследования». И иногда, выданные вердикты родителей ошарашивают. Уже несколько раз мне приходилось отвечать на вопросы знакомых. Мне цитируют примерно такое мнение специалиста: «Ваш ребёнок недостаточно контактный. Он должен больше общаться с другими детьми». Или ещё лучше: «Ему нужно дополнительно заниматься с психологом, это стоит недорого»

Конечно же, заботливые родители могут запаниковать. Ну, кого не расстроит «отклонение от нормы» у их любимого чада. «Ваш ребёнок плохо социализирован!» — добивают родителей строгим диагнозом. Возникает несколько вопросов:

  • Можно ли доверять тем обследованиям, которые вы не заказывали? При которых вы не присутствовали, и с методикой проведения которых, вас никто не ознакомил?
  • Существуют ли единые нормы параметров детского развития?
  • Действительно ли все дети должны соответствовать каким-то нормам?

История знает много случаев, когда великие личности, оставившие свой след в различных областях науки, искусства, общественной деятельности, в детстве и юности получали очень низкую оценку своих способностей. Педагоги сулили им участь посредственностей, но время доказывало обратное. И значит, те, кто не видел в детях их потенциал, ошибались? Получается, так!

Посмотрите на мир, к чему мы идём? Всё больше общение переходит в виртуальную плоскость. Учиться люди очень скоро будут по интернету, и по индивидуальным программам. Работать тоже, потому что основной физический труд заменят машины и роботы. Значит, цениться будет умение мыслить и выражать свои мысли. Реакция, логика, умение сосредоточиться – эти качества наверняка будут ценны. Скорее всего, даже в мегаполисах люди будут чувствовать себя одиноко. И получается, важнее учить ребёнка быть самодостаточным, самостоятельным, а учить  строить отношения надо с теми кто рядом, в первую очередь.

Если оценивать детей, исходя из сегодняшних социальных требований, можно очень ошибиться в этих оценках. Потому что природа мудрее нас. Она создаёт детей с прицелом на будущее. В сегодняшних детях заложено то, что будет необходимо для выживания в будущем мире. А он однозначно будет другим. Стремительный технический рост приведёт к глобальной перестройке, и мы не можем знать, что точно нас ожидает.

Взрослые часто не понимают детей, потому что пытаются всё промерить собственной меркой — это плохо, это хорошо; это надо, а это нет. А ребёнку хочется получить свой опыт. И надо быть терпимее. Среди взрослых людей тоже присутствуют разногласия. Почему же ребёнок должен соответствовать  чужим представления? Ребёнок рассказывает что-то, а мы говорим — так не бывает. А у него бывает! А может, и у нас было, но нам запретили это иметь.

До шести лет у ребёнка очень важный период, он ищет своё Я. И важно, чтобы это было действительно его Я. Родительство —  как садовник и дерево. Очень бережно надо удалять лишние ветки, предполагая, что может нарушить будущую крону. А ломать «ствол» вообще нельзя, дерево будет уродливым. Родители часто ждут от детей больше, чем они могут сегодня. Это понятно, потому что хочется показать миру своё чадо – вот, мой ребёнок какой!

Получается до определённого времени дети для нас, как игрушки. Но они каждый день проживают всерьёз, это уже их жизнь! Попробуйте представить себя маленькой крохой. Вокруг вас непонятное, неизвестное, загадочное. Каждый шаг – открытие! И не всегда это открытие приятное. Дети познают мир через боль и страдания! Как много им надо понять и принять?! Им очень сложно и трудно, а мы ещё на них давим своими ожиданиями, инструкциями, запретами.

Ребёнка с первых лет надо принимать, как личность. Важнее дать ребёнку возможность прорастить его возможности и особенности. И это важнее, чем сделать его таким же, как все, даже, если ставить цель сделать его лучше других. Сколько детей пострадало от желания взрослых сделать их лучше?! Из тех, кого мы провозглашаем вундеркиндами, единицы доходят до настоящего признания и  успешной взрослой жизни. Большинство рано сходят «с дистанции», ощущая себя неудачниками. Они ломаются под грузом преждевременной славы и под необходимостью ей соответствовать.

Секрет в том, что «желая добра» своим детям, мы пытаемся додать это «добро» в своё детство. Мы пытаемся сделать детей такими, какими хотели, или должны были стать. Иногда в этих стремлениях взрослые перестают слышать того, кого они пытаются сделать счастливым. Сломать ребёнка легко, а бережно вырастить – тяжкий труд.

Но, есть другой путь. Можно общаться с малышом, играя с ним на равных. И тогда можно перепрожить все свои болевые точки и «вылечить» их таким образом. Ведь наши детские обиды и страхи родились в детстве. Но теперь мы сильнее, мы – взрослые. Мы можем помочь своему внутреннему ребёнку, проигрывая эти страхи уже со своими детьми. И не сравнивайте их ни с кем. Признайте их право быть другими!

Похожие статьи:

оцените статью

НЕ нравитсяНравится!!! (+2 оценок, 2 проголосовало)
Loading ... Loading ...

Понравилась статья!? Хотите получать новые прямо в свой почтовый ящик ? Подпишитесь сейчас !

Поделитесь с друзьями

Комментариев: 3

  1. Полностью с тобой согласна, Тамарочка! Давить на ребенка не надо, навязывать ему свои и другие модные пристрастия тоже… Он сам определится чего он хочет, только надо направить его к этому.
    В моей жизни такое случилось: мама — была профессиональной лыжницей в молодости, и, конечно, хотела поставить на лыжи и меня, в результате заставляла. Как итог, умею, но ненавижу ходить на лыжах. А вот плавать и кататься на коньках обожаю, так как это был мой выбор, как и многое другое.

    • Тамара Розинская:

      А мне, наоборот, не разрешали ходить в кружки. Я хотела играть на пианино, танцевать,рисовать, но всё это считалось глупостями. Учёба, учёба, учёба!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *