Женщина в интернете:
саморазвитие, самопознание, самореализация.

Расследование явления лжи, часть 1

21 Октября 2012
, автор: kristin

Маленькие дети осваивают навык хитрости легко и естественно, как, например, улыбку. Это было известно во все времена. Но однажды человечество решило побороть это умение. Борьба с ложью продолжается до сих пор с переменным успехом.

Обман присущ не только человеку, но и растениям и животным. Первые могут источать сладкий для жертвы аромат, принимать завлекающую окраску и притворяться съедобными. Вторые способны прикидываться ранеными, менять свой окрас, запутывать следы. Ложь помогает растениям и животным выживать, без нее многие виды просто вымерли бы. Человек тоже использует обман для того, чтобы победить в конкурентной борьбе, однако он обманывает не инстинктивно, а сознательно.

Довольно долго умение лгать не порицалось. Это легко подтвердить, обратившись к мифологии. В легендах и сказаниях большинства народов мира существует герой, который безнаказанно нарушает любые табу, бывает подлым и гнусным, но его не трогают ни боги, ни люди. Так происходит потому, что в языческой религии с ее многочисленными небожителями у одного отдельного божества не было исключительного права на власть и истину. У каждого бога были свои интересы и права, поэтому боги и сами хитрили, и ложь других не осуждали.

Типичный герой-смутьян – скандинавский бог хитрости и обмана Локи. У него имеются следующие качества: двуличность, коварство, изворотливость и хитрость. Несмотря на то, что Локи много раз причинял беды другим богам, они часто пользовались его услугами тогда, когда была необходима хитрость.

Ложь стала осуждаться с возникновением государств, претендующих на монополию власти, и монотеизма, притязающего на монополию истины. Так как единобожие возникло позже государств, в древности серьезно карали лишь тех, чей обман мог причинить вред государственному порядку. Поэтому и древние римляне, и греки руководствовались правилом «лучше поступить нечестно, чем неразумно».

Когда появилось христианство, обман был объявлен безусловным злом, с тех пор у мошенников и лжецов не было никакого шанса попасть после смерти в рай. Более того, настоящему христианину запрещалось заниматься торговлей и ростовщичеством, такие «плутовские» занятия оставляли для иноверцев. Подобные табу фактически сводили на нет любую предпринимательскую деятельность, как следствие, замедлялся прогресс человечества.

Священники проповедовали, что ложь на самом деле не характерна для земного мира, ее приносят с собой бесы. Христианские теологи полагали, что после смерти лжец попадает на самый последний, девятый круг ада. Там он мучается от холода вместе с Сатаной, закованный в лед. Самые отъявленные лжецы вмерзали в лед верх ногами.    

Несмотря на все запреты, грешные люди не спешили убивать в себе естественное стремление к материальному достатку.  Понимая, что достижение христианского идеала невозможно в реальности, человек вынужден был лицемерить и хитрить, утаивая дурные побуждения под  благочестивой маской. Борющееся с обманом Средневековье в итоге получило прямо противоположный ожидаемому результат. Вассалы сюзерена, торговцы, монахи, мещане – все слои в обществе кишели лжецами. 

Выразительный пример двуличности Средневековья – картина Богоматери с младенцем, написанная для придворного казначея Карла VII в 1451 году. Живописец и другие не находили ничего порочного в том, что лицо Богоматери было списано с любовницы Карла VII Ангессы Сорель. Не меньшее впечатление производит Маршал Франции Жиль де Рэ, в дальнейшем послуживший прототипом Синей Бороды. Ему приписывают жестокие и зверские убийства маленьких детей. Для спасения своей души он заказал мессу в память невинно убиенных младенцев. 

С 16 века началась эпоха Реформации, когда преподаватель университета, доктор богословия Мартин Лютер в открытую выступил против возможности за деньги покупать прощение грехов – индульгенции. Он провозгласил, что благочестивый человек добросовестно выполняет возложенные на него Господом обязанности. Протестанты стали считать труд не наказанием за первородный грех, а способом выразить любовь к Богу, а удачу в делах – знаком расположения Господа к человеку. С этого времени все добродетели (и честность в том числе) стали соблюдаться  с тем расчетом, способствуют ли они успешному продвижению задуманного дела или нет. Новое вероучение открыло путь предпринимателям и новаторам и послужило началом научно-технического и экономического взлета. Используемый обществом обман стал двигателем прогресса.

В век Просвещения правила светского общения включали в себя обман, который был существенной, чуть ли не базовой, частью этикета. В конце 17 века увлеченные философией дамы и кавалеры из высшего общества полагали, что светскому разговору нужна легкость, фантазия и изящная выдумка. Если кто-то на вопрос «как дела?» начинал рассказывать о болезни своей тетушки или о плохом урожае на своих полях, собеседник считал его малоприятным человеком. В начале 19 века в аристократических салонах вместо искренности было лицемерие, а вместо ненавязчивости – холодность.   

Правила светского общения активно перенимались богатыми буржуа. Начиналась столетняя эпоха, в которой объединенные дворянская гордыня и буржуазная самоуверенность явили миру главные достоинства человека – благородное происхождение и кредитоспособность. Имея такой надежный «тыл», человек мог совершать любой обман, следя лишь за «сохранением лица». Расцвет этой культуры пришелся на конец 19 века, затем Первая мировая война разрушила ее.

Похожие статьи:

оцените статью

НЕ нравитсяНравится!!! (+3 оценок, 3 проголосовало)
Loading ... Loading ...

Понравилась статья!? Хотите получать новые прямо в свой почтовый ящик ? Подпишитесь сейчас !

Поделитесь с друзьями

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *