Женщина в интернете:
саморазвитие, самопознание, самореализация.

Вопросы психологической безопасности: от чего защищать маленьких детей?

25 Апреля 2012
, автор: admin

Заметила, что мой трехлетний сын после просмотра некоторых передач (особенно новостей) хуже засыпает, более активен к вечеру, чем обычно, и подчас неуправляем. Знаю, что дети очень любят смотреть рекламу, потому что она яркая и сопровождается громким звуком. Насколько вреден телевизор маленьким детям? Что можно им смотреть без ущерба для психики?– Алина, мама трехлетнего Славика

Такой ли это монстр, этот телевизор?

Действительно ли ребенок нуждается в защите?

По моим наблюдениям как мамы и как психолога, есть ряд факторов, крайне негативно влияющих на развитие детей в целом и на их состояние (физическое, психологическое) в частности. Например, громкий или постоянный шум, избыточный или мигающий свет, негатив во всех его проявлениях… Что из этого присуще нынешнему телевидению?

Целью данной статьи не является критика телевидения или призыв отказаться от него полностью. Оно всего-навсего инструмент, и оно как любой инструмент может быть использовано как во благо, так и во вред. Мы—за золотую середину, ведь кидаться в крайности—плохая идея. Дело родителей—определиться, как именно этим инструментом пользоваться, чтобы не навредить самому дорогому—здоровью своего ребенка.

Еще несколько лет назад можно было услышать аргумент: «Вред телевидения не доказан». Но, во-первых, никто не анализировал проблему так глубоко, как это делается сейчас. Во-вторых, не было такой популяризации телекультуры и количества каналов, ее несущих. В-третьих, качество информации… Так что вполне резонно предположить, что теперь этот вред скорее доказан—в пользу этого свидетельствуют многочисленные исследования психологов и врачей, в разных странах проводятся сотни наблюдений, даже пишутся серьезные научные труды.

Ответьте себе честно, зачем наши дети смотрят телевизор? Что присуще этому процессу: познавательная функция, художественная ценность, обучение, развитие творческих навыков?

Парадокс: с одной стороны существует столько методик раннего развития, изучения иностранных языков самыми маленькими, меняются некоторые стереотипы воспитания, обсуждается множество способов развить гармоничную личность. С другой же стороны, телевизор и компьютер подобрались к нашим детям настолько близко, что все чаще уставшие за день родители (даже подкованные в вопросах развития и воспитания), забыв обо всех принципах, «подключают» малолетнего ребенка к телевизору, и в его жизни прочную позицию занимают чудовищные (во всех смыслах) американские мультяшные герои и Луисы-Альберто. Конечно, сиюминутное решение проблемы очевидно, но что же ждет нас дальше?

Рассмотрим не самый оптимистичный, но, увы, достаточно распространенный вариант развития событий.

Ребенок становится рабом привычки, которая бесспорно повлияет на его дальнейшее умственное развитие, память и мировосприятие. Ему, кстати, не легче отказаться от этой зависимости, чем нам с вами от еды на ночь или лежания на диване (вместо бега трусцой по прохладному парку). Ситуация усложняется, если папа с мамой включают телевизор с утра—привычным жестом, так сказать, и он работает до ночи, пусть даже, как многие объясняют, не для внимательного просмотра, а просто для фона.

ОСОБЕННО нежелательно, если для фона! Ведь это значит, что он работает весь день, выливая на дитя потоки информации. Как часто нам показывают хорошие новости? Что наш ребенок будет считать нормой жизни после будничного повествования об убитых-раненых-пострадавших-обворованных-обманутых-бедных-брошенных-искалеченных-выгнаных-уволенных? А если это сопровождается детализированным показом на, кстати, мерцающем экране?

Особенности именно детского восприятия характеризуются тем, что часто ребенок запоминает информацию неосознанно. А родители потом удивляются, откуда такие слова в лексиконе чада (в доме же никто матом не ругается), и подобное мировоззрение (мама с папой про «хорошо и плохо» не очень объясняют, зато это делают разные тети и дяди с экранов. Кстати, не всегда одетые и трезвые). И то, и другое потом труднопреодолимо…

Есть много вещей, нагружающих детскую психику.
Яркие кричащие цвета и увеличенная громкость во время рекламы занимают в этом списке не последнее место. Скорость, с которой проговаривается текст, значительно превышает способность ребенка обрабатывать услышанную информацию. Соответственно, его внимание и память выхватят только фрагменты, а это, в свою очередь, приведет к тому, что будут нарушаться причинно-следственные связи, ведь ребенок не уловил связи между двумя событиями (фразами, поступками).

Специфика детского познания состоит в том, что лучше всего в раннем возрасте получать знания из непосредственного общения, видя, как устроен мир отношений, участвуя в налаживании контактов со взрослыми и сверстниками.
Развитие ребенка гарантировано пострадает, если пытаться заменить живых людей с их эмоциями и переживаниями телевизором.

А совершение активных действий? Для малыша ЕСТЕСТВЕННО бегать-прыгать-скакать, ходить по траве босиком, кататься с горки, купаться летом и бросаться снежками зимой. Но для этого необходимо нам, родителям, встать с дивана, одеться и выйти с ребенком на улицу, оторвав себя и его от статусного экрана плазмы или маленького кухонного телевизора.

Зачем? Помогать открывать ему мир!! Стать активным участником этого процесса! Именно такое времяпрепровождение помогает строить доверительные отношения с ребенком, а совсем не совместный просмотр очередного «мыла».

Кроме того, проводя свое время с ребенком, Вы инвестируете как в его, так и в свое будущее. Стоит ли говорить, что качество Вашей жизни в какой-то момент будет зависеть от того, какой личностью стали Ваш сын или дочь?

Расскажите своему малышу о звездах, деревьях, цветах, птицах! О том, почему трава зеленая, а дождь — мокрый! Да мало ли вопросов волнует его, нашего почемучку? Читайте, пойте, рисуйте, прыгайте по лужам. Ставьте физические, нравственные, образовательные задачи и перед собой—не только перед ним. Поведайте ему о других людях, о том, как жить с ними в мире… И тогда, в том числе и поэтому, Ваш ребенок поймет, что такое счастье—счастье ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ.

ИСТОЧНИК СТАТЬИ

Похожие статьи:

оцените статью

НЕ нравитсяНравится!!! (Пока оценок нет)
Loading ... Loading ...

Понравилась статья!? Хотите получать новые прямо в свой почтовый ящик ? Подпишитесь сейчас !

Поделитесь с друзьями

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *